Ответственный бизнес

Кодекс корпоративной этикиС текстом документа можно ознакомиться на официальном интернет-сайте Общества.

ПАО «Россети Северо-Запад» признает все права человека, определенные Всеобщей декларацией прав человека ООН, в качестве основных и неотъемлемых прав, составляющих основу свободы, справедливости и мира, и строго следит за их соблюдением работниками Общества, подрядчиками, поставщиками и деловыми партнерами. При организации своей деятельности Компания в обязательном порядке руководствуется «Руководящими принципами предпринимательской деятельности в аспекте прав человека» ООН. Компания не приемлет всех форм принудительного труда на всей цепочке поставок.

На собственных производственных и административных объектах Компания создает справедливые, безопасные и благоприятные для профессионального развития условия труда:

  • заботится о безопасности работы как собственных сотрудников, так и сотрудников подрядных организаций;
  • осуществляет справедливый наем персонала и отбор поставщиков и подрядчиков, исключая любые виды дискриминации по национальности, полу, происхождению, возрасту, религиозным и иным убеждениям;
  • с уважением относится к праву сотрудников к объединению в профсоюзы и поддерживает активный диалог с профсоюзами по вопросам улучшения условий работы и обеспечения конкурентной оплаты труда.

При разработке проектов, предполагающих строительство новых электросетевых объектов, Компания учитывает мнение общественности, включая жителей непосредственно прилегающих к строительству территорий.

Закупочная деятельность

Закупочная деятельность в Компании в 2022 году осуществлялась в соответствии с Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке)Утвержден решением Совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334, в редакции протокола от 28.05.2020 № 417, в редакции протокола от 24.11.2020 № 440, в редакции протокола от 07.04.2021 № 452, в редакции протокола от 28.06.2021 № 462, в редакции протокола от 03.10.2022 № 508, в редакции протокола от 20.10.2022 № 509), решение о присоединении к которому принято Советом директоров ПАО «МРСК Северо-Запада» (протокол от 25.12.2018 № 304/17, в редакции протокола от 26.06.2020 № 366/2, в редакции протокола от 22.12.2020 № 383/19, в редакции протокола от 11.05.2021 № 397/33, в редакции протокола от 30.06.2021 № 401/2, в редакции протокола от 31.03.2022 № 421/22, в редакции протокола от 11.10.2022 № 437/7, в редакции протокола от 09.11.2022 № 440/10)..

Закупочная деятельность ПАО «Россети Северо-Запад» основана на принципахПодробнее о нормативном регулировании и принципах построения закупочной деятельности см. в Приложении 20 в полной версии Годового отчета на сайте Общества.

  • информационной открытости;
  • равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек;
  • отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки;
  • прозрачности и управляемости закупочной деятельности;
  • профессионализма и компетентности работников, участвующих в закупочной деятельности ПАО «Россети Северо-Запад»;
  • соблюдения норм действующего законодательства, регламентирующего организацию закупочной деятельности, а также антикоррупционного законодательства, в том числе Антикоррупционного стандарта закупочной деятельности ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети».

Отбор поставщиков проводится в четком соответствии с требованиями закупочной документации. Критерии оценки заявок участников, предложенные Компанией как инициатором закупочной процедуры, утверждаются закупочной комиссией в зависимости от способа и вида закупки, а также предмета договора.

Соответствие заявки установленным отборочным критериям рассматривается членами закупочной комиссии и экспертами по следующим основным критериям:

  • формальный (соблюдение участников порядка и правил подачи заявки, сроков подачи, состава документов);
  • финансовый (оценка финансовой устойчивости участника);
  • юридический (правоспособность участника, предлагаемые изменения к проекту договора);
  • коммерческий (коммерческие условия заявки);
  • технический (соответствие предложения техническому предложению);
  • квалификация (опыт выполнения аналогичных договоров, надежность и деловая репутация, располагаемые кадровые и материально-технические ресурсы);

В 2022 году Компанией проведено 1 268 закупок на общую стоимость 15,013 млрд руб.

Доля закупочного бюджета, используемого для закупок у локальных поставщиков в регионах деятельности организации, составляет 7,773 млрд руб. с учетом НДС (или 51,8 % от фактического объема (54,7 % по количеству).

Согласно Плану закупок на 2023 год на закупки планируется направить 9,326 млрд руб. с НДС.

Закупочная деятельность, млрд руб. с НДС
Показатель 2020 2021 2022 (план) 2022 (факт) 2023 (план)
Объем закупок у субъектов МСП 12,4 9,3 0,7 11,1 0,8
Объем закупочного бюджета, используемого для закупок у локальных поставщиков в регионах деятельности организации 2,9 2,1 7,8

С января 2022 года был увеличен обязательный норматив годового объема закупок у субъектов МСП с 20 до 25 % совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками.

А также с января 2022 года был увеличен годовой объем договоров, заключенных по итогам тендеров, проведенным только среди субъектов МСП (в том числе объем планируемых закупок, участниками которых являются только субъекты МСП) с 18 до 20 %.

Общее количество закупок снизилось с 1 431 закупки в 2021 году до 1 268 – в 2022 году. Общая стоимость проведенных закупок снизилась с 22,591 млрд руб. в 2021 году до 15,013 млрд руб. в 2022 году за счет финансовых услуг по открытию возобновляемой кредитной линии и закупок на долгосрочную поставку электротехнической продукции в 2021 году.

Критерии отбора поставщиков

При отборе поставщиков и подрядчиков в обязательном порядке вне зависимости от вида закупаемых товаров и/или услуг применяются критерии, которые установлены в Федеральном законе от 18.07.2011  223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в том числе:

  • непроведение ликвидации участника конкурентной закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника такой закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
  • неприостановление деятельности участника конкурентной закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • отсутствие у участника конкурентной закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 % балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник такой закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП не принято;
  • отсутствие у участника конкурентной закупки – физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица – участника конкурентной закупки непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и/или преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
  • отсутствие фактов привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в конкурентной закупке участника такой закупки – юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исключение риска заключения договоров с недобросовестными и недостаточно надежными поставщиками

Риск заключения договоров с недобросовестными и недостаточно надежными поставщиками минимизируется путем определения соответствия заявки установленным отборочным критериям:

  • формальный (соблюдение участников порядка и правил подачи заявки, сроков подачи, состава документов);
  • финансовый (оценка финансовой устойчивости участника);
  • юридический (правоспособность участника, предлагаемые изменения к проекту договора);
  • коммерческий (коммерческие условия заявки);
  • технический (соответствие предложения техническому предложению);
  • квалификация (опыт выполнения аналогичных договоров, надежность и деловая репутация, располагаемые кадровые и материально-технические ресурсы).

В случае, если участником закупки предлагается цена ниже рынка: сниженная на 25 и более процентов, такой участник должен предоставить обеспечение исполнения договора в виде залога денежных средств либо банковской гарантии.

За отчетный период принято участие в 4 621 закупочной процедуре. Все участники проверены на предмет соблюдения требований антикоррупционного стандарта. Проведено 5 070 экспертиз участников закупочных процедур, из них по 60 даны отрицательные заключения. Основными причинами отклонений являются факты непредставления контрагентами полных сведений о собственниках, включая конечных бенефициаров, согласий на обработку персональных данных и иных сведений, предусмотренных требованиями закупочной документации, а также случаи аффилированности участников закупки, в отдельных случаях – наличие вступивших в законную силу судебных решений, связанных с неисполнением договорных обязательств, выявление фактов отсутствия финансово-хозяйственной деятельности либо иной негативной информации в отношении контрагента.

Способы проведения закупочных процедур

Для осуществления закупочной деятельности в Компании применяются предусмотренные Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке) следующие способы закупок.

Способы закупок (п. 5.1.1 Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке))
Конкурентные Неконкурентные
  • Конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс в неэлектронной форме.
  • Аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион в неэлектронной форме).
  • Запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений в неэлектронной форме).
  • Запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок в неэлектронной форме).
  • Конкурентный предварительный отбор.
  • Запрос цен по результатам конкурентного предварительного отбора
  • Предварительный отбор.
  • Запрос цен по результатам предварительного отбора.
  • Сравнение цен (сравнение цен в электронной форме, сравнение цен в неэлектронной форме).
  • Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
  • Закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции.
  • Закупка с ограниченным участием.
  • Закупка в электронном магазине

Структура закупок

В 2022 году Компанией проведено 1 148Без учета закупки услуг по передаче электроэнергии, покупке электроэнергии в целях компенсации потерь и прочих неизбежных закупок у единственного поставщика (аренда земли, тепло/водо/электро/газоснабжение, аварийные работы). закупочных процедур на общую стоимость 14,463 млрд руб. Объем достигнутой экономии от указанных процедур составил 0,64 млрд руб. с НДС, или 4,4 % от плановой объявленной стоимости конкурентных закупок.

Из общего количества проведенных закупочных процедур закупки с использованием электронно-торговой площадки составили 999 процедур на сумму 13,885 млрд руб. с НДС (100 % от общего количества закупок, 100 % от общего объема закупокБез учета закупок у единственного поставщика. в стоимостном выражении).

Доля импорта оборудования в закупках ПАО «Россети Северо-Запад» за 2022 год составила 5,8 %.

11,101 млрд руб. с НДС объем закупок у субъектов МСП (1 004 закупки).

89,5 % доля закупок у субъектов МСП от всего объема закупок (86,4 % по количеству).

Закупки, в которых субъекты МСП привлекаются в качестве субподрядных организаций, не проводились. Объем закупок у субъектов МСП, в которых участвовали, в соответствии с требованиями конкурсной/закупочной документации, только субъекты МСП, составил 6,52 млрд руб. с НДС (567 закупок), или 52,55 % от фактического объема (48,8 % по количеству).

В 2022 году проведено шесть закупок с признаками, соответствующими критериям отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и/или высокотехнологичной продукции, на фактическую стоимость 34,87 млн руб. с учетом НДС.