Ответственный бизнес
Кодекс корпоративной этикиС текстом документа можно ознакомиться на официальном интернет-сайте Общества.
На собственных производственных и административных объектах Компания создает справедливые, безопасные и благоприятные для профессионального развития условия труда:
- заботится о безопасности работы как собственных сотрудников, так и сотрудников подрядных организаций;
- осуществляет справедливый наем персонала и отбор поставщиков и подрядчиков, исключая любые виды дискриминации по национальности, полу, происхождению, возрасту, религиозным и иным убеждениям;
- с уважением относится к праву сотрудников к объединению в профсоюзы и поддерживает активный диалог с профсоюзами по вопросам улучшения условий работы и обеспечения конкурентной оплаты труда.
При разработке проектов, предполагающих строительство новых электросетевых объектов, Компания учитывает мнение общественности, включая жителей непосредственно прилегающих к строительству территорий.
Закупочная деятельность
Закупочная деятельность в Компании в 2022 году осуществлялась в соответствии с Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке)Утвержден решением Совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334, в редакции протокола от 28.05.2020 № 417, в редакции протокола от 24.11.2020 № 440, в редакции протокола от 07.04.2021 № 452, в редакции протокола от 28.06.2021 № 462, в редакции протокола от 03.10.2022 № 508, в редакции протокола от 20.10.2022 № 509), решение о присоединении к которому принято Советом директоров ПАО «МРСК Северо-Запада» (протокол от 25.12.2018 № 304/17, в редакции протокола от 26.06.2020 № 366/2, в редакции протокола от 22.12.2020 № 383/19, в редакции протокола от 11.05.2021 № 397/33, в редакции протокола от 30.06.2021 № 401/2, в редакции протокола от 31.03.2022 № 421/22, в редакции протокола от 11.10.2022 № 437/7, в редакции протокола от 09.11.2022 № 440/10)..
Закупочная деятельность ПАО «Россети Северо-Запад» основана на принципахПодробнее о нормативном регулировании и принципах построения закупочной деятельности см. в Приложении 20 в полной версии Годового отчета на сайте Общества.
- информационной открытости;
- равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек;
- отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки;
- прозрачности и управляемости закупочной деятельности;
- профессионализма и компетентности работников, участвующих в закупочной деятельности ПАО «Россети Северо-Запад»;
- соблюдения норм действующего законодательства, регламентирующего организацию закупочной деятельности, а также антикоррупционного законодательства, в том числе Антикоррупционного стандарта закупочной деятельности ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети».
Отбор поставщиков проводится в четком соответствии с требованиями закупочной документации. Критерии оценки заявок участников, предложенные Компанией как инициатором закупочной процедуры, утверждаются закупочной комиссией в зависимости от способа и вида закупки, а также предмета договора.
Соответствие заявки установленным отборочным критериям рассматривается членами закупочной комиссии и экспертами по следующим основным критериям:
- формальный (соблюдение участников порядка и правил подачи заявки, сроков подачи, состава документов);
- финансовый (оценка финансовой устойчивости участника);
- юридический (правоспособность участника, предлагаемые изменения к проекту договора);
- коммерческий (коммерческие условия заявки);
- технический (соответствие предложения техническому предложению);
- квалификация (опыт выполнения аналогичных договоров, надежность и деловая репутация, располагаемые кадровые и материально-технические ресурсы);
В 2022 году Компанией проведено 1 268 закупок на общую стоимость 15,013 млрд руб.
Доля закупочного бюджета, используемого для закупок у локальных поставщиков в регионах деятельности организации, составляет 7,773 млрд руб. с учетом НДС (или 51,8 % от фактического объема (54,7 % по количеству).
Согласно Плану закупок на 2023 год на закупки планируется направить 9,326 млрд руб. с НДС.
С января 2022 года был увеличен обязательный норматив годового объема закупок у субъектов МСП с 20 до 25 % совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками.
А также с января 2022 года был увеличен годовой объем договоров, заключенных по итогам тендеров, проведенным только среди субъектов МСП (в том числе объем планируемых закупок, участниками которых являются только субъекты МСП) с 18 до 20 %.
Общее количество закупок снизилось с 1 431 закупки в 2021 году до 1 268 – в 2022 году. Общая стоимость проведенных закупок снизилась с 22,591 млрд руб. в 2021 году до 15,013 млрд руб. в 2022 году за счет финансовых услуг по открытию возобновляемой кредитной линии и закупок на долгосрочную поставку электротехнической продукции в 2021 году.
Критерии отбора поставщиков
При отборе поставщиков и подрядчиков в обязательном порядке вне зависимости от вида закупаемых товаров и/или услуг применяются критерии, которые установлены в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в том числе:
- непроведение ликвидации участника конкурентной закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника такой закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
- неприостановление деятельности участника конкурентной закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- отсутствие у участника конкурентной закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 % балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник такой закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП не принято;
- отсутствие у участника конкурентной закупки – физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица – участника конкурентной закупки непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и/или преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- отсутствие фактов привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в конкурентной закупке участника такой закупки – юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исключение риска заключения договоров с недобросовестными и недостаточно надежными поставщиками
Риск заключения договоров с недобросовестными и недостаточно надежными поставщиками минимизируется путем определения соответствия заявки установленным отборочным критериям:
- формальный (соблюдение участников порядка и правил подачи заявки, сроков подачи, состава документов);
- финансовый (оценка финансовой устойчивости участника);
- юридический (правоспособность участника, предлагаемые изменения к проекту договора);
- коммерческий (коммерческие условия заявки);
- технический (соответствие предложения техническому предложению);
- квалификация (опыт выполнения аналогичных договоров, надежность и деловая репутация, располагаемые кадровые и материально-технические ресурсы).
В случае, если участником закупки предлагается цена ниже рынка: сниженная на 25 и более процентов, такой участник должен предоставить обеспечение исполнения договора в виде залога денежных средств либо банковской гарантии.
За отчетный период принято участие в 4 621 закупочной процедуре. Все участники проверены на предмет соблюдения требований антикоррупционного стандарта. Проведено 5 070 экспертиз участников закупочных процедур, из них по 60 даны отрицательные заключения. Основными причинами отклонений являются факты непредставления контрагентами полных сведений о собственниках, включая конечных бенефициаров, согласий на обработку персональных данных и иных сведений, предусмотренных требованиями закупочной документации, а также случаи аффилированности участников закупки, в отдельных случаях – наличие вступивших в законную силу судебных решений, связанных с неисполнением договорных обязательств, выявление фактов отсутствия финансово-хозяйственной деятельности либо иной негативной информации в отношении контрагента.
Способы проведения закупочных процедур
Для осуществления закупочной деятельности в Компании применяются предусмотренные Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке) следующие способы закупок.
Структура закупок
В 2022 году Компанией проведено 1 148Без учета закупки услуг по передаче электроэнергии, покупке электроэнергии в целях компенсации потерь и прочих неизбежных закупок у единственного поставщика (аренда земли, тепло/водо/электро/газоснабжение, аварийные работы). закупочных процедур на общую стоимость 14,463 млрд руб. Объем достигнутой экономии от указанных процедур составил 0,64 млрд руб. с НДС, или 4,4 % от плановой объявленной стоимости конкурентных закупок.
Из общего количества проведенных закупочных процедур закупки с использованием электронно-торговой площадки составили 999 процедур на сумму 13,885 млрд руб. с НДС (100 % от общего количества закупок, 100 % от общего объема закупокБез учета закупок у единственного поставщика. в стоимостном выражении).
Доля импорта оборудования в закупках ПАО «Россети Северо-Запад» за 2022 год составила 5,8 %.
11,101 млрд руб. с НДС объем закупок у субъектов МСП (1 004 закупки).
89,5 % доля закупок у субъектов МСП от всего объема закупок (86,4 % по количеству).
Закупки, в которых субъекты МСП привлекаются в качестве субподрядных организаций, не проводились. Объем закупок у субъектов МСП, в которых участвовали, в соответствии с требованиями конкурсной/закупочной документации, только субъекты МСП, составил 6,52 млрд руб. с НДС (567 закупок), или 52,55 % от фактического объема (48,8 % по количеству).
В 2022 году проведено шесть закупок с признаками, соответствующими критериям отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и/или высокотехнологичной продукции, на фактическую стоимость 34,87 млн руб. с учетом НДС.